Resident Evil полностью отражает игровую индустрию последних пятнадцати лет

Если задуматься, Resident Evil полностью отражает игровую индустрию последних пятнадцати лет. Успешный старт, потом два десятка клонов, как следствие — угасание интереса играющей аудитории, и потом — спешная реанимация, с удачным исходом, что удивительно (обычно истории заканчивались гораздо печальнее). Путь RE характерен для многих популярных (или некогда популярных) тайтлов — из свеженьких примеров в жанре хоррор могу назвать серию Silent Hill. Смотрите: успешный старт, неплохие продолжения (вторая и третья часть не то что бы были клонами — наоборот, они были даже лучше оригинала), потом самокопированные поделки (SH4: The Room и SH: Origins), в результате — инфекция поражает само сердце серии (SH: Homecoming) и, по логике, вот-вот должно отправить её в лучший мир — все поклонники-то от неё давно отвернулись. И тут — свет в конце тоннеля, который, мы надеемся, окажется не поездом — SH: Shattered Memories, этакий дефибрилятор для серии, который должен вдохнуть в неё новую жизнь благодаря новым идеям. Всё как с Resident Evil — её спасителем стала RE4.

Сразу скажем, что Resident Evil 5 никого не спасет. Не для этого он был создан. С четвертым выпуском серия перемахнула через пропасть забвения, и теперь авторы некоторое время могут спокойно почивать на лаврах, чем они и занимаются, выпуская такие проекты как RE5. Вот вам: никаких инноваций, ничего нового, да и атмосфера ещё больше потеряла в хорроре, превратившись в какой-то боевик — не про зомби, а про то как зомби убивают направо и налево.

Честное слово, без анализа истории болезни тут не обойтись — приведем краткую версию. Первая Resident Evil была идейным клоном Alone in the Dark образца начала 90-х (не той, которая «У последней черты» и про Центральный Парк), который превзошёл оригинал по всем параметрам. Успешный старт был дан, и серия начала развиваться. Со временем сюжет, который сначала планировался лишь «для галочки» и был написан на коленке у Синдзи Миками, в результате стал культовым и приобрел игре славу довольно серьезного фантастического зомби-триллера: очень скоро Resident Evil стала ассоциироваться у игроков с толпами зомби и недостатком патронов. К сожалению, в руках Capcom сериал превратился в дойную корову, и наступил тот замечательный момент, когда игроков от Resident Evil стало уже подташнивать. Вся беда заключалась не в количестве одинаковых заголовков (по игре в год — это же надо, сенсация: политика Electronic Arts была придумана в Capcom!), а в том, что выходившие игры принципиально ничем друг от друга не отличались. Апофеозом самокопирования «вширь» можно считать слона-зомби из одной из игр серии для PS2. Все «геймплейно независимые» ответвления Resident Evil до 2004 года — чума похуже T-вируса: Resident Evil Gaiden (GBA) это просто смешно, а Resident Evil: Survivor (PS One плюс аркадные автоматы) это уже грустно. В конце концов тот же самый Синдзи Миками, который открыл RE-жилу, блестяще изменил формат и концепцию собственного детища в Resident Evil 4, превратив её в боевик с набирающим тогда обороты видом «из-за плеча» (Gears of War тогда ещё не изобрели, хотя в народ моду на такой вид пронесла именно она).

RE4 была для серии RE тем же, чем GTA3 для серии GTA. Переход в три измерения после двух — «гевалюция, таваищи»; то же самое можно сказать и о «Резиденте». Пусть в оригинале измерения было три, но зато намертво фиксированная камера фактически превращала игру в трёхмерную аркаду: ходим, ищем врагов, а потом целимся одной кнопкной и затыкиваем их другой насмерть. С «четверкой» всё изменилось, и для серии в 2004-м это стало спасительным глотком воздуха, потому что на самом деле она была при смерти.

Пятая же часть, кажется, опять наталкивает Resident Evil на старые грабли — ух и любят же боссы Capcom волноваться! Главное геймплейное отличие новинки от предыдущего выпуска — наличие партнера, который действительно может себя защитить и которого не надо всю игру спасать по сюжету. Не больно много. Но с другой стороны, разве я сказал, что это все изменения? Не-е-ет, это только лучшее. Остальные не то что бы хуже — они просто превращают некогда серьёзный фантастический зомби-триллер в какой-то фарс с элементами во всех смыслах черной комедии: здесь вам одновременно и толпы негров-зомби, и ощущение себя в эпицентре смешного идиотизма.

Если внимательно смотреть, что тебе подсовывают умельцы из Capcom, то можно найти много уморительного и даже пародийного (хотя может так и не задумывалось, смотреть на это с серьёзным лицом просто невозможно). «Червяковый монстр» — это так же смешно, как «Нападение помидоров-убийц». Плохо помытый помидор может обеспечить вам сортирное приключение на целый вечер, но убить — едва ли (конечно, только если не пытаться заглотить его целиком), а этого Червякового Монстра можно убить только в «Печи с температурой в 10.000.000.000 градусов», рядом с которой лежит ключ от двери, которая находится в десяти метрах от «Печи-с-температурой» и возле которой вы и должны будете встретить Червякового Монстра. Натянутость всего происходящего при этом не подаётся в угрюмых тонах Resident Evil 4: повсюду не туманный лес и холодные камни, а светлые и жизнерадостные городские джунгли-пейзажи Африки! Другой пример — здесь зомби умеют не только бегать с топорами, но даже держать в руках шотганы и (внимание!)… водить грузовики! После Червякового Монстра меня уже ничем нельзя было удивить, честное слово; тем не менее, чем ближе вы подходите к концу игры, тем маразматично-закрученнее становится повествование: из тени выходит ветеран-антагонист RE Альберт Вескер, который планирует подчинить себе весь мир, распылив на Землю зомби-вирус со своего супер-дирижабля, который может летать в верхних слоях атмосферы. «- You’re expect me to talk?» — «No, mister Bond, I’m expect you to die!». Ну и теперь на его стороне стоит неожиданный союзник, которого можно было «раскусить» ещё по трейлеру, не говоря уже по намёкам из самой игры (боящиеся спойлеров — закройте глаза! «Тётка в маске это Джилл, давняя соратница Криса по отстрелу зомби». Открывайте). На самом деле, серьёзно воспринимать RE5 после такого даже и не хочется, очень уж весело по-доброму смеяться над серией, которая столько лет берегла свою серьёзность и вдруг в один момент от неё отказалась. Кстати, нужно сказать, что до этого в RE не было случая, когда игрок должен был «спасать мир» от злодея. Теперь он появился. И да, теперь в игре есть сцена «неравного боя» доброго героя с абсолютно «человеческим» сверхзлодеем с суперсилами. Раньше такого нельзя было увидеть даже в кинофильмах по игре, когда геймеры начинали давиться попкорном от происходившего в Extinction. Теперь, судя по всему, игровая серия начинает постепенно приближаться к киномаразму. Неужели в RE6 нам и правда придётся ходить по Земле, которая превратилась в пустыню? Если да, то это может означать только новую революцию в серии — такого в RE ещё действительно не было, и, может быть, именно это подтолкнёт Resident Evil в нужном направлении — направлении развития, а не самокопирования.

Что ещё могу добавить. Вот, все говорили — «Шева дура, Шева дура». В обзорах оригинальных «приставочных» версий если рецензенты что и ругали в один голос, так это искусственный интеллект напарницы. На самом деле ничего особо страшного я в PC-версии не увидел: Шева вела себя абсолютно адекватно. Ну, для искусственного интеллекта: вовремя отбегала в сторону — но не всегда, чтобы не показаться бессмертной; уверенно вырывалась из кольца врагов, да и вообще часто могла сама о себе позаботиться, безо всяких «Крис, помоги мне!» (обычно крики если и начинались, то заканчивались раньше, чем Крис начинал спасательную операцию — девушка вырывалась самостоятельно и убегала).

Если судить в целом по атмосфере, то от Resident Evil в пятой части осталось одно название. Ну и Вескер. Всё остальное больше напоминает фильм Evil Dead от Сэма Рейми, культовой слэшер-комедии про зомби. Пусть в RE5 вы ни разу не засмеетесь вслух, но зато и мрачное хоррор-настроение предшествующих частей едва ли почувствуете. Вива Лас-Вегас: теперь здесь не хоррор, а просто активный боевик. Со своими придурочностями, которые можно открыть если внимательно играть. Например, мне ещё с четвертой части было любопытно, зачем зомби-враги засовывают патроны в бочки (маринуют, что ли?). А в ящики — они собирались послать кому-то коробку патронов посылкой? Негр-зомби на мотоцикле вообще где-то за гранью добра и зла. Причём своих глупостей хватало и в RE4 (например, Староста деревни, по описанию напоминающий Распутина, или карлик-театрал, или странные загадки которые надо выполнить), но только на них никто не обращал внимания из-за давящей атмосферы бесконечного тумана, сырости и неизвестности (и это как раз хорошо для хоррора). Но в RE5 на место всему этому пришло африканское солнце и в разы увеличившееся количество зомби на квадратный метр. При этом нельзя сказать, что эта игра плохая — наоборот, очень бодрая и даже забавная. Но вот только не стоило называть её Resident Evil 5: всё-таки настоящие фанаты серии могут разочароваться.

Что касается PC-аудитории, то едва ли здесь найдётся хоть один настоящий фанат (то есть своими глазами видевший PS2-игры вроде Code: Veronica, без которых в сюжете разобраться невозможно), который будет сильно горевать по утерянному хоррору. В таком контексте — определенно must have, особенно когда управление наконец-то оптимизировали под мышку и сделали адекватную раскладку кнопок на клавиатуре. Если добавить староватую, но до сих пор ещё приятную графику, то у нового поколения PC-геймеров просто не остаётся другого выбора — это лучший японский проект для компьютеров отсюда и до Lost Planet 2. Что касается всех остальных — не знаю. Просто не знаю. Здесь каждый должен решить для себя сам, но лично от меня RE5 рекомендацию получает. Примерно на восемь баллов.

Добавить комментарий